Пятница, 29.03.2024, 00:25
Вы вошли как Заблудший | Группа "Гости"Приветствую Вас Заблудший | RSS

Почитать

Главная » Статьи » Полезное » Статьи

Использование газа в путешествиях_Часть Первая
Автор: Константин Бойко, г. Ростов-на-Дону

Туристские газовые горелки давно уже не в диковинку в России и на предлагаемую тему написана не одна статья. Однако, из того, что мне попадалось на глаза, большая часть представляет статьи типа «первые впечатления от газа» или рекламные статьи на сайтах продавцов снаряжения, представляющие информацию в лучшем случае довольно односторонне. Чтобы не быть голословным, зайдём на http://www.trial-sport.ru/ и посмотрим там характеристики горелки GosystemThermopro. Там написано, что на 220 г баллоне горелка горит 2 ч 30 мин, а литр воды закипает за 3 мин 45 сек (первый литр может и закипит за это время). Доверчивый читатель может подумать, что и вправду на этом несчастном баллончике можно закипятить 40 л воды, а расход на кипячение литра воды составит всего 5.5 г. В конце статьи будет показано, что это - откровенное рекламное враньё.

Здесь делается попытка более объективного анализа предмета на основе своего опыта, а также информации, полученной от друзей и из интернета. Автор не претендует на роль эксперта и истину в последней инстанции. Наоборот, многое хотел бы узнать и приглашает читателей к диалогу.

Использовать ли газ?

Если не принимать во внимание разную экзотику, турист выбирает один из трёх видов топлива: дрова, бензин или газ.

Дрова. Самый древний и романтический вид топлива. Костёр – символ тепла, света, дружбы и туристской песни. Мы все помним:

Дым костра создаёт уют…

 Чтобы у костра пропахнув дымом

Эту песню тихо напевать…

 и многое другое.                              

Дрова не надо нести с собой и, рассчитывая только на дрова, достигается минимальный вес рюкзаков. Хотя пилы, топоры, сетка и трос для костра могут весить тоже немало. У большого костра, в отличие от примуса или газовой горелки можно согреться и просушиться, сжечь свой мусор. На этом плюсы заканчиваются. Теперь минусы. 1. В дождливую погоду развести и поддерживать костёр трудно, а иногда практически невозможно. В лыжных походах по тайге, где всегда полно хвойного сушняка, который вспыхивает, как спичка, это неактуально. А вот в летних горных походах, когда дождь может идти много дней подряд, дрова сырые и плохо горят из-за недостатка кислорода, длительное глотание дыма нравится далеко не всем. 2. Дрова нужно искать, на что уходит время, которого всегда не хватает. При поздней остановке на бивак (как бы мы не хотели этого избежать, но это случается в каждом походе), когда уже стемнело, группа, у которой нет примуса или горелки, скорее всего, останется без ужина. 3. Использование только дров сильно ограничивает тактику движения группы в горах. Прежде всего, не позволяет близкий подход к перевалу, что, как правило, является залогом безопасности и успешного прохождения перевала. Или просто не позволяет переночевать в красивом и (или) удобном месте, где отсутствуют дрова. 4. При готовке на костре котелки покрываются сажей и их переноска становится наказанием. 5. Даже когда мы используем для костра сухую, мертвую древесину, мы наносим природе раны. Костёр оставляет после себя кострище – грязные уголья и выжженную землю. В мощном лесу эти кострища не так видно и они за 2-3 года зарастают. А в тундре и альпийских лугах, где плодородный слой почвы тонкий, на этом месте ничего не будет расти десятилетиями. Последнее обстоятельство приводит цивилизованного человека, к тому, что при путешествиях по большинству горных районов нужно переходить на бензин или газ в качестве основного топлива. Если для приготовления пищи всё-таки используется костёр, то его нужно делать не «пионерский», а небольшой, экономный, в таёжных походах на сетке, а в горах – в очаге из камней. Технический прогресс в области туристской одежды позволяет отказаться от костра как источника тепла для обогрева и сушки, по крайней мере, в летних походах. Костёр остаётся как экзотика, как символ первобытности.

Насчёт преимуществ газа перед бензином и наоборот давно ведутся жаркие споры и у каждого вида топлива есть свои сторонники и противники. Разделим свойства каждого топлива на отдельные показатели, а читатель сам решит, какие для него важнее.

1. Расход топлива на человека в день. С этого показателя начинаются все рассуждения на тему о преимуществах газа и бензина. Если быть точнее, важен вес брутто всего топлива, необходимого для какого-либо конкретного путешествия. А если ещё точнее, то здесь можно подойти двумя способами. Рассмотрим стартовый вес. 750-мл баллон «Markill» с 420 граммами газа весит 565 г. В пластиковую бутылку из-под газировки ёмкостью 0.6 л (которая весит 28 г) влезет 615 мл (443 г) бензина и это будет весить 471 г. C помощью 1 кг брутто какого топлива мы сможем приготовить больше пищи? Отношение брутто/нетто 1.35 и 1.06 соответственно. Стартовый вес, конечно, важен, но можно посмотреть и с другой стороны - по среднему весу. Пустые бутылки из-под бензина сжигаются после использования, а вот пустые баллоны нужно нести до конца маршрута. Среднее количество переносимого газа равно половине стартового. И потому среднее значение показателя брутто/нетто для газа увеличивается до 1.69, а для бензина практически не изменяется. Подход выбирайте сами, исходя из своих предпочтений.

А вот дальше начинается самое интересное. Можно рассчитать теоретически. Теплота сгорания газа около 45600 кДж/кг, бензина - 48680 кДж/кг (эти и другие характеристики топлива взяты с сайта Экип-газ). Казалось бы, дели её на соотношение брутто/нетто и получай показатель качества. Но это не правильно, потому что часть топлива просто уходит в атмосферу, не сгорая или сгорая не лучшим способом, при котором кроме воды и углекислого газа образуется всякая гадость (последнее относится большей частью к бензину; газ, как правило, сгорает практически полостью). Причём, сколько топлива уходит зря, никто точно не знает и это сильно зависит от типа или горелки, от её технического состояния, от количества топлива в баллоне и от его качества, которое, особенно для бензина, может быть очень разным, от качества прогрева горелки примуса. И ещё, необходимо топливо для растопки бензинового примуса. На уровне интуиции мне кажется, что потери газа можно принять равными нулю, а бензина - от 10 до 30% в зависимости от реальных условий.

Лучше всего провести эксперимент: взять две одинаковые кастрюли, поставить рядом горелку и примус и кипятить воду на каждом из них, пока не выжжется весь баллон газа и вся заправка примуса. А потом определить расход газа и бензина в граммах на кипячение одной кастрюли воды. Конечно же, это будет тест только для конкретной горелки и конкретного примуса и для другой кастрюли результаты будут другими. Жаль только, что пока я не слышал, чтобы кто-то провёл такой тест. Но даже и это будет неправильным! Ведь котелок не только доводят до кипения, но ещё и варят в нём что-нибудь на медленном огне. А это уже совсем другой режим работы, который тоже реально используется. А, кроме того, процент несгоревшего топлива будет зависеть ещё и от высоты (атмосферного давления). Это видно по цвету пламени.

Фирма Primus рекомендует для 1 человека в день брать 50 г газа или 0.1 л (72 г) бензина. По данным фирмы MSR на её горелках, используя газовый баллон с 8 унциями газа или бутылку с 11 унциями бензина, можно вскипятить примерно одинаковое количество - около 16 л воды. Таким образом, по данным производителей, по весу нетто газ примерно в 1.4 раза эффективнеее бензина. Не стоит, правда, забывать, что эти цифры ориентированы на западного пользователя, который готовит обычно на одного-двух человек.

Итак, бензин выигрывает по этому параметру у газа, а вот насколько - сильно зависит от реальных условий, зачастую непредсказуемых. Могу посоветовать только одно: если экономия веса для вас перевешивает все остальные показатели, не связывайтесь с газом.

2. Объём. Плотность жидкой газовой смеси около 0.555, бензина - 0.72 г/см3. С учётом того, что газовые баллоны нельзя заполнять "под завязку", можно принять соотношение объёмов 1:1.4. Таким образом, на старте объём газа будет примерно таким же, как и при использовании бензина, а в среднем на маршруте больше, чем для бензина и намного.

3. Удобство использования и техническое обслуживание. Здесь газ вне конкуренции, по крайней мере, при положительных температурах (работа на холоде – отдельный вопрос, который будет рассмотрен далее). Практически туристская горелка почти не отличается от горелки на бытовой газовой плите, не требует регулярного технического обслуживания и её можно доверить даже женщине или ребёнку, чего не скажешь о примусе. Примус перед каждым использованием нужно разогревать, на это уходит время, а под дождём или на ветру – ещё и нервы. Чтобы примус нормально работал, даже на приличном бензине, его надо регулярно чистить, а раз в несколько походов ещё и менять уплотнитель. Мероприятия эти трудоёмки и не из приятных. Ещё более тщательного ухода требуют импортные бензиновые горелки.

4. Безопасность. Газ, возможно, опаснее бензина в закрытом помещении, где может накопиться взрывоопасная концентрация. А в походе, который проходит на открытом воздухе[1], газ безопаснее бензина. Опасность взрыва баллона меньше, так как при горении газовой горелки баллон с газом охлаждается, а баллон с бензином нагревается. У «Шмелей» есть классическая аварийная ситуация, которая происходит регулярно – в клапане насоса ослабевает пружина или разрушается резина и при розжиге из него бьёт сноп огня. 90 % пользователей (иногда бывалые туристы и альпинисты) не знают, что такое может произойти и как с этим бороться и потому часто страдают. При горении газ выделяет меньше вредных веществ (прежде всего это угарный газ СО), чем бензин, потому именно чаще всего его используют в обычной жизни для приготовления пищи. Автолюбители, у которых на машине установлено газовое оборудование, могут подтвердить - если при замере концентрации СО в выхлопных газах переключиться на газ, прибор покажет практически 0.

5. Надёжность. Примуса часто барахлят, особенно на плохом бензине. А бензин обычно выбирать не приходится – как повезёт. Конечно, опытный «примусолог», имея инструмент и запчасти, заставит работать даже самый старый «Шмель» на самом паршивом бензине при любых погодных условиях (далеко не о всякой импортной бензиновой горелке можно такое сказать и соответствующего "примусолога" найти будет труднее). Другое дело, сколько на это уйдёт времени и есть ли вообще в группе такой человек. Газовые горелки, даже дешёвые корейские (от самых дешёвых китайских, пожалуй, лучше отказаться) работают как часы, но с одной оговоркой – если температура баллона достаточна для Вашего газа (подробно об этом далее).

6. Цена. Бензин – старые советские примуса. Их не надо покупать, они уже есть, а если нет, то подарит знакомый турист, перешедший на газ. При грамотной эксплуатации «Шмели» служат десятилетиями. Для тех, кто беден или очень редко ходит в походы, нет смысла искать что-либо другое. Но, даже если мат. средства имеются, нужно подумать, стоит ли покупать что-нибудь вроде этого.

Бензиновая горелка MSR XGK EX.

Бензин – импортная бензиновая или мультитопливная горелка. Обойдётся в 2500-4000 руб., что в нашей стране по карману не каждому. На вид, конечно, компактнее и изящнее наших примусов. А вот насчёт выигрыша в надёжности и экономичности по сравнению с нашими примусами пока только появляется первая информация -- мало пока ещё у нас пользователей этих приборов. Со слов моего друга Э. Скрынника, две новые бензиновые горелки MSR, взятые ростовской группой в горную пятёрку на Тянь-Шане, работая на киргизском бензине, медленно умирали и к концу похода на них уже ничего нельзя было приготовить. Конечно, при этом достигалась экономия бензина J.Прочитав совсем новую статью Константина Сергина О живучести бензиновых и мультитопливных горелок «MSR» и «PRIMUS» в горных походах

, у меня создалось впечатление, что надёжнее взять в поход старый «Шмель», чем новую импортную бензиновую горелку. Может быть, просто тщательно изучить требования по эксплуатации и педантично их выполнять и тогда эти горелки дадут выигрыш перед «Шмелями» и «Огоньками»? А. Джулий в обзоре снаряжения, использованного на Кашкаре http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=81 , написал только, что горелка MSR WLI (наверное, он имел ввиду WhisperLite) на плохом китайском бензине «работала достаточно хорошо» при чистке раз в 3-4 дня, хотя, по указанию фирмы-производителя, при плохом бензине, горелку нужно чистить каждый день.

Газ. Недорогая горелка (600-1000 руб.)+баллоны – по 150 - 200 руб./шт.

 Горелка Kovea TKB8712 за 735 руб., существуют горелки Markill, Primus и китайские, 1:1 по конструкции.

Конечно же, говоря о газе, я имею ввиду, что баллоны используются многократно. Использовать любые баллоны как одноразовые для большинства людей у нас в стране ещё долго будет не по карману. Кстати, об одноразовых и многоразовых баллонах. На ВСЕХ баллонах пишут, что их нельзя заправлять, но ВСЕ их заправлять можно (подробно об этом ниже), и, если заправлять, пользовать и хранить аккуратно, то они выдержат, по крайней мере, около 10 заправок. Конечно, заправка баллонов заставит Вас повозиться дома, но в походе окупится с лихвой. Итак, приготовить 3 раза полноценную еду на 6-8 человек (на что уйдёт 1 750-мл баллон газа) Вам обойдётся максимум в 30 руб. По-моему, это небольшой процент от стоимости продуктов. Правда, переходя на газ, нужно учесть ещё один расход. Можно рассчитывать на друга, заправляющего баллоны, но лучше приобрести бытовой 50-л газовый баллон и изготовить переходник (подробно о заправке баллонов – ниже).

7. Дозаправка на маршруте. Конечно, бензина можно попросить у любого водителя. Газовые баллоны заправляют уже почти во всех альплагерях на Кавказе, в других горах это пока проблематично. А можно вообще носить с собой переходник и, везде, где есть бытовой газовый баллон, теоретически, можно подзаправиться.

И последнее. Вся эта проблема выбора может решиться очень просто, если Вы едете, например, в Киргизию. Самолётом газ Вам не разрешат провести однозначно, а в поезде сдерут такие деньги, что мало не покажется. Но не всегда же и не все мы идём в поход в такие места.

Итак, решайте сами. Уже не раз слышал, что некоторые, перейдя на газ и столкнувшись с некоторыми проблемами, возвращаются опять к бензину. Чаще всего происходит это от незнания вещей, зачастую очень простых, о которых и пойдёт речь.

Как выбрать горелку и баллоны

Горелки используются только с баллонами и такие нагревательные системы по типу присоединения бывают четырёх стандартов:

1.        EN-417/EN521 с резьбой примерно М11х0,95 мм (Primus, MSR, Coleman, Markill, Kovea, Karrimor, Go System, EN-417-стандарт на баллоны, EN521 – на горелки, в народе чаще называют "резьбовыми" или Epigas, для краткости эту систему назовём просто EN-417);

2.        типа «Camping Gaz» с цанговым креплением и более крупной резьбой (по названию фирмы, выпускающей подавляющее большинство таких горелок и баллонов из продающихся в России);

3. "Казанские" или аналогичные им Kovea (ещё в народе баллоны этой системы называют --"дихлофосами") .

4.   использующие одноразовые баллоны, в которых горелка просто втыкается в баллон (Camping Gaz,Go System, в народе -- "протыкные").

Последние системы рассчитаны на эпизодическое приготовление пищи для 1-2 человек. Для нашего, пока ещё коллективного, спортивного туризма они, в конечном счёте, явно проигрывают по весу и стоимости. "Казанский" баллон - самое дешёвое решение для тех, кто не хочет связываться с перезаправкой. Горелки под "казанские" баллоны используют редко, чаще эти баллоны используют с горелками типа EN-417 или «Camping Gaz» через переходник. Если не лень заправлять, то удобнее и надёжнее использовать системы первых двух типов. Они мало отличаются друг от друга по техническим характеристикам, надёжности и удобству эксплуатации. Camping Gaz немного дешевле, но его пластмассовые гайки, бывает, трескаются на морозе или плавятся от огня. Выбирать нужно, исходя из других соображений. Раньше Camping Gaz был очень широко распространён в постсоветском пространстве, а теперь его всё активнее вытесняют фирмы, производящие системы стандарта EN-417. Если у Ваших друзей, с которыми Вы регулярно ходите в походы горелка Camping Gaz и много таких баллонов, то и Вам стоит купить горелку этой системы. В противном случае лучше всё же ориентироваться на EN-417. За рубежом, судя по трёпу на форумах, также существуют и те и другие.

Далее следует сделать следующий выбор. Бывают горелки, накручивающиеся на баллон, и бывают такие, которые соединяются с баллоном шлангом. Шланговые горелки, с одной стороны, дороже, больше, тяжелее (вес ещё зависит от цены: из обычной стали - дешевле, но тяжелее, из , а, с другой, мощнее (бывают исключения), и устойчивее бесшланговых. Последнее свойство имеет значение, в основном, когда готовят в тамбуре или в палатке. Ещё не раз я слышал, что этот самый шланг или травит изначально, перегорает или забивается нагаром. Разница в мощности, вопреки некоторым рекламным заявлениям [3] невелика и не имеет большого значения, а наиболее серьёзное преимущество шланговых горелок – возможность подогрева баллона от горелки, что довольно важно на холоде. Если вы собираетесь ограничиться простыми походами летом, вам вполне подойдёт недорогая безшланговая горелка, если намереваетесь бороздить снега и льды - нужно подумать о приобретении шланговой, пользоваться которой на холоде и в штормовых условиях комфортнее.

Затем следует выбрать размер рассекателя. Чем меньше рассекатель, тем меньше размер пламени и, особенно для маленьких котелков, меньше тепла уходит в сторону от котелка, т. е. горелка экономичнее. Кроме того, она меньше по размерам и легче. Зато у горелки с большим рассекателем пламя ровнее распределяется по дну котелка и у вас меньше подгорит каша или, например, грибы, когда вы их будете жарить. К тому же, при одной и той же мощности, температура большого рассекателя меньше, чем маленького и маленький скорее прогорит. Поэтому горелка с большим рассекателем долговечнее.

В некоторых горелках (в частности, у всех MSR) перед тем как попасть в жиклер, газ подогревается, проходя по металлической трубке через пламя. При положительных температурах пользы от этого я никакой не заметил. Возможно, на морозе это дает более полное сгорание газа.

Теперь о разных приспособлениях у горелок. Надёжно работающий пьезоподжиг был бы удобной вещью, но я таких не встречал. Как правило, после одного похода пьезоподжиг работает с 5-10 раза и легче кинуть в футляр для горелки зажигалку, чем мучиться. Не придавайте наличию пьезоподжига в горелке особого значения. Иногда у горелок бывает ветрозащитный кожух. При условии, что на ветру и холоде горелка и так накрывается стеклотканью или закрывается дополнительным отражающим экраном, эффективность встроенного в горелку кожуха сомнительна, а веса и габарита горелке он добавляет.

Мощность и экономичность горелок. Между ними есть некоторая связь. Иногда указывают мощность горелки в ваттах, иногда указывают, за какое время закипает литр воды, иногда ничего не сообщают. Не удивляйтесь, если ваш котелок не закипит в походе за указанное время. Это время очень сильно зависит от температуры газа в баллоне, наличия крышки на котелке, его формы, ветра и других вещей о которых будет сказано далее. Газ в любой, даже самой дешёвой горелке, в отличие от бензина в примусе, сгорает практически полностью. Поэтому, когда какая-то горелка рекламируется как экономичная, то нужно отдавать себе отчёт, что за счёт этой экономичности вы сэкономите максимум 5 % топлива. При работе горелки на полную мощность мы часто теряем больше.

При равных прочих параметрах рекомендую выбирать горелки, у которых меньше пластмассовых деталей – уже не раз я наблюдал, как эти детали плавятся при работе горелки на полную мощность.

Если Вы выбрали EN-417, имейте ввиду следующее: баллоны Karrimor и Go System по весу и объёму аналогичны упомянутому Markill, но хуже качеством, менее долговечны - быстрее выходит из строя клапан. Баллоны Primus и Сoleman заметно тяжелее (их собственный вес около 200 г), а вес нетто газа 440-450 г. Следовательно, у них должна быть больше толщина стенки, они должны выдерживать большее давление и удары при транспортировке. Кроме того, они имеют больший диаметр основания и поэтому система с бесшланговой горелкой получается более устойчивой.

Иногда горелки и баллоны (особенно сильно б/у) одного и того же стандарта не подходят друг к другу - газ просто не поступает в горелку. Поэтому перед походом, взяв у кого-то заправленные баллоны или горелку, не лишне будет проверить, работают ли они с вашими газовыми приборами.

Теория

Техника в руках дикаря – груда металла. Компьютер или мобильный телефон, полностью «заточенные» под домохозяйку, могут опровергать это правило – для того чтобы их эффективно использовать, совсем не обязательно знать, что внутри находится и, например, теорию жидких кристаллов. Как это не парадоксально, используя в автономном путешествии простые нагревательные приборы, очень полезно знать их устройство и принцип действия. Нет, конечно, вы сможете пользоваться примусами и горелками, не зная их устройства и принципа работы, но из-за неправильной эксплуатации они иногда не будут работать, быстрее выйдут из строя, а починить их в походных условиях вы не сможете.

Прежде всего о характеристиках топлива. Оно является смесью двух углеводородов – бутана (или изобутана) и пропана. При комнатной температуре в свободном состоянии – это газы, а в баллоне – смесь газообразной и жидкой фазы. При нормальном давлении пропан кипит при температуре -42ºС, бутан – при -0,5ºС, изобутан - при -12 С. Плотность пропана 0,51, бутана - 0,58 г/см3. Вспомним из школьного курса физики, что для каждого вещества (а также смеси веществ) существует такая характеристика – давление насыщающих паров. Это давление, при котором газ находится в равновесии с жидкостью. В первом приближении можно считать, что именно при этом давлении находится газ в баллоне, если в нём содержится хоть какое-нибудь количество жидкой фазы. Давление насыщающих паров зависит от температуры следующим образом: чем выше температура, тем выше это давление. Для пропана это давление выше, для бутана - ниже. Чем больше в смеси газов пропана, тем при меньшей температуре газа в баллоне будет работать горелка. По информации с сайта MSR, изобутан имеет большее давление насыщающих паров, чем бутан. Каждый баллон рассчитан на определённое максимальное давление. Поэтому на всех баллонах пишут: «Не нагревать баллон выше +50ºС» и это, на мой взгляд, главное правило безопасности при работе с газом.


Изменение давления насыщенных паров: 1 — 100%-ного бутана; 2 — 50%-ного пропана и 50%-ного бутана; 3 — 100%-ного пропана. 1МПа=10 атм.

 

Большинство баллонов заправляют смесью, в которой 30% пропана. По графику можно определить, что при +50ºС давление насыщенных паров газа будет равно около 8 атм. В действительности, давление в баллоне зависит ещё и от количества газа в нём и в полном баллоне давление будет больше 8 атм. Численной описание этой зависимости автору неизвестно. Попытки расчитать его с помощью уравнения Ван-дер-Ваальса с параметрами, взятыми из справочника "Физические величины"(под ред. Григорьева, Мейлихова), привели к абсурдным результатам.

Перезаправляют баллоны обычно газом, который покупают на автомобильной газозаправочной станции. Известно ещё и то, что газ бывает "зимний" (марка ПА - пропан автомобильный) и "летний" (марка ПБА - пропан-бутан автомобильный), данные по которым приведены в таблице. Конечно, в этой таблице приведены показатели, которым должен соответствовать газ, а соответствует ли тот газ, который вам наливают в ваш отдельно взятый баллон - вопрос интересный. По словам одного из заправщиков в Ростове-на-Дону с зимнего на летний переходят в конце марта.

Показатель Марка ГСН
ПА ПБА
Массовая доля компонентов, %:  
метан и этан Не нормируется
пропан 90+10 50+10
углеводороды С4 и выше Не нормируется
непредельные углеводороды, (не более) 6 6
Объем жидкого остатка при +40°С, % Отсутствует
Д%D%�0�вление насыщенных паров, МПа:  
при +45°С, (не более) - 1,6
при -20°С, (не менее) - 0,07
при -35°С, (не менее) 0,07 -
Массовая доля серы и сернистых соединений, %, не более 0,01 0,01



 

Если охлаждать баллон, давление падает. Если оно становится меньше 2 атм, даже исправная горелка начинает гореть слабо, а если становится равно или меньше давления окружающей среды – перестаёт гореть совсем. Не раз слышанное мной мнение: «газ не работает на высоте» -- некорректно. Он не работает там не потому, что высота и низкое давление воздуха, а потому, что там обычно холодно. Из приведённого выше графика и собственного опыта могу утверждать, что "летний" газ нормально работает до -5ºС. Полностью заправленный баллон "летнего" газа горит даже при охлаждении его до -20ºС - сам проверял, но с уменьшением количества газа давление резко падает. "Зимний" газ, по идее, должен работать до -40ºС, однако я пока сам его не использовал.

Ещё вспомним из курса физики, что при испарении жидкости поглощается тепло. Поэтому при горении газовой горелки баллон охлаждается и, чем сильнее пламя, тем быстрее происходит охлаждение. Чем меньше газа в баллоне, тем меньше его теплоёмкость и также быстрее происходит охлаждение газа. По моим расчётам, при горении на полную мощность и полном 750-мл баллоне за счёт испарения газа баллон охлаждается на 1º в минуту, если баллон заполнен наполовину - 2º в минуту и т.д.



Источник: http://www.dontraveller.narod.ru/gas/gas.htm
Категория: Статьи | Добавил: Denbaz (13.06.2010)
Просмотров: 4660 | Теги: ГАЗ, Горелка, примус | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0 | | Convert to PDF
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню
Категории раздела
Статьи [22]
Отчеты и дневники походов [4]
Документация [3]
Рюкзак [4]
Все о них: какие бывают, из чего делают, с чем "едят" )))
Покупаем майки
Community
 Подписатся на Twitter - Сайта о туризме и походах Outden  Подписатся на новости 
 - Сайта о туризме и походах Outden
Поиск

2

Теги
Стат
На маршруте): 1
Заблудившихся): 1
Туристов: 0
Погодка

Вы можете выбрать другой город для информера
Важно ваше мнение
Нравится ли вам сайт?
Всего ответов: 37
x3mayka.tk - Футболки и аксессуары для активного отдыха, туризма, спорт
Copyright Denbaz © 2024
Яндекс.Метрика
.